Мелитополь казацкий
Меню сайта
Главная страница Дневник История и современность Кругозор

Esaul & Druzya

Новости сайта Фотогаллерея Каталог сайтов Гостевая

Melitopol KVZN

Поздравления Связь с админом Работа с молодежью Уроки выживания

Esaul & Druzya

Наш Баннер Яндекс поиск Редактируется
Категории раздела
Современность [8] Немного истории [27]
Наши друзья [2] Тропа к храму [17]
Горячие темы [5] Православные храмы Мелитополя [6]
Наш Мелитополь
Облако тегов
Тик-Так
ФОРУМ
Сеть бесплатных объявлений
Новости от ЛИГА.
вечные ссылки
Главная » Файлы » Немного истории

Это полезно знать
20.06.2011, 19.34.40
Казачьи регалии


 
   Прапрапрадедом булавы  по праву считается кистень - короткая рукоять, с одного    конца которой прикреплялась цепь или ремень с привешенной металлической главой (шаром, например), а с другого - петля для надевания на руку. Однако, кроме оружия, употреблявшегося в бою, существовало и почетное оружие. К нему историки традиционно относят булавы, перначи, шестоперы и т.п.

Из этого оружия старейшим, безусловно, является булава, известная в значении символа власти еще древнему Новгороду, хотя весьма вероятно, что тогда она имела другое название, так как слово "булава" восточного происхождения и появляется в документах не раньше XVI века. Примерно с этого же времени начинает упоминаться и остальное почетное оружие.

Булава состояла из довольно короткой рукояти и главы в виде шара. Перначом называлось видоизменение булавы, если глава последней состояла из поставленных ребром щитков, или "перьев". Если щитков было шесть, оружие называли "шестопером". Позднее количество щитков перестало играть роль. Так, в описании ратного доспеха царя Бориса Федоровича (1589г.) упоминается "шестопер, топорище железное о сми перех".
Чеканом, или клевцом, называлось оружие, состоявшее из металлического молота, заостренного с обуха, насаженного на рукоять. Иногда чеканы делались со скрытым, вывинчивающимся кинжалом.

Непосредственно процесс формирования казачьих регалий продолжался немногим более ста лет. Наибольший интерес представляет эпоха Екатерины Великой. В созданное по ее повелению Войско верных казаков, названное в 1788г. Черноморским казачьим войском, передавались знамена, булавы, перначи, печати. Начало формированию регалий положил пернач, пожалованный Г.А. Потемкиным З.А. Чепеге в январе 1788г. При ордере А.В. Суворова от 27 февраля того же года войску передали большое белое войсковое знамя, малые знамена для куреней, булаву кошевого атамана и несколько перначей.

    Бурка

   

С бурками издавна связано множество легенд и преданий. Так, на бурке, как на щите, выносили павшего или раненого с поля боя. Широким "подолом" укрывали и себя и лошадь от знойного горного солнца и промозглого дождя в длительных походах. Укутавшись буркой и надвинув на голову папаху, можно было спать прямо под дождем на склоне горы или в открытом поле: внутрь вода не попадет. В годы Гражданской войны казаки и красноармейцы "лечились буркой": накрывали себя и лошадь теплой "шубой" и пускали скакуна в галоп. Уже через четверть такой скачки всадник пропаривался, как в бане. И даже небезызвестный товарищ Сталин, с подозрением относившийся к лекарствам и не доверявший врачам, не раз хвастался перед товарищами изобретенным им "кавказским" методом изгонять простуду: "Выпиваешь несколько чашек горячего чая, одеваешься потеплее, укрываешься буркой и папахой и ложишься спать. Утром - как стеклышко". 

Известная с давних времен технология изготовления бурок практически не претерпела изменений. Особое внимание мастер всегда уделяет качеству сырья. Предпочтительна шерсть так называемой горно-лезгинской грубошерстной породы овец осенней стрижки: она самая длинная. Черный цвет - классический, основной, но покупатели, частенько заказывают и белые, "на подарок". Чтобы сделать бурку, как говорят мастера, "нужно три дня и три женщины". Именно женщины тщательнее моют шерсть и расчесывают ее на ручном станке, затем делят ее на длинную и короткую: для изготовления соответственно верхней и нижней частей бурки. Шерсть разрыхляют самым обыкновенным луком с тетивой, кладут на палас, смачивают водой, скручивают и сбивают, периодически расчесывая. Чем большее количество раз эта процедура проделана, тем качественнее (тоньше, легче и прочнее) получается полотно, т.е. сбитая, уплотненная шерсть. Хорошая бурка весит около двух-трех килограммов и должна стоять ровно, не прогибаясь, если ее установить на полу. 

Чтобы бурка не пропускала воду, ее кипятят полдня на медленном огне в специальных котлах, добавив в воду железный купорос. Затем обрабатывают казеиновым клеем так, чтобы на шерсти образовались "сосульки": по ним в дождь будет стекать вода. Для этого смоченную в клее бурку несколько человек держат над водой вниз "головой" - так, как женщина моет длинные волосы. Последний нюанс:  верхние края бурки сшивают, образуя плечи, и подшивают натуральную подклад


ДЛЯ ЧЕГО КАЗАКИ НОСИЛИ СЕРЬГИ.


 Казачий обычай носить серьги связан исключительно с военной стороной жизни. Однако не все казаки имели право носить их. Серьга в левом ухе у казака означала, что он один сын у матери, серьга в правом — последний мужчина в роду.

Сами же серьги у мужчин-казаков имели обычно вид простого полумесяца и в лучшем случае были серебряными. Если же казак носил по серьге и в правом, и левом ухе это означало, что он один ребенок у родителей. В походах и боях таких по возможности берегли. Нельзя сказать, что наличие серьги не освобождало казаков от опасностей. Они наряду с остальными сражались в боях плечом к плечу и несли тяготы походов. Но остальные по негласным правилам старались их сберечь и, как могли, подстраховывали. И командир подразделения при выборе казаков для выполнения опасного задания, с которого вероятность вернуться живым была не очень велика, давал команду "Равнение на право (лево)" и старался не брать тех, кто имел в ухе серьгу. Но это не было правилом, а происходило на усмотрение каждого конкретного командира. И серьгу носили не для того, чтобы "откосить" от опасностей.

 

ДЛЯ ЧЕГО КАЗАКИ НОСИЛИ ОСЕЛЕДЕЦ.

 

Гладко бритая голова и длинный чуб-хохол (его еще называли оселедцем) были характерной и оригинальной приметой запорожского казака.

Зачем же запорожцы наголо брили головы, оставляя длинный чуб? Дело тут в очень давних (если не древних!) традициях, как степняков, так и вероятных предков казаков. Слово «чуб», как считают некоторые исследователи, произошло от персидского «чоб» — гроздь, кисть, пучок. Интересно, что у персов слово «казак» переводилось, как «хохол». У воинственных готов длинный чуб означал посвящение богу Одину (готское «хох оол» — сын неба).

Считается, что подобную прическу казаки заводили главным образом для форса, «на выхвалку». Что ж, и в этом имелся свой смысл. Чуб был для казака своеобразной визитной карточкой, внешним признаком (часто единственным!), по которому сечевики узнавали друг друга. Запорожец вдали от родных мест (не говоря уже о разведчиках, которые проникали в стан врага) мог вырядиться в любую одежду. Однако чуб под головным убором, даже если это была мусульманская чалма, всегда оставался на месте, был своего рода паролем при встрече с другим казаком.

Как правило, чуб носили за левым ухом. Чтившие традиции «низового товариства» и во всем соблюдавшие этикет старики объясняли, что «чупрына, как знак удалого храброго казака, должна быть обращена к левой стороне». В этом случае чуб был своеобразным знаком «достоинств и отличий», вроде медали, ордена или шпаги. Нередко по форме чуба, его длине и ухоженности судили о звании казака, его старшинском чине, боевой выучке и опытности. Развевающийся по ветру чуб часто устрашал противника больше, чем острая сабля.

Категория: Немного истории | Добавил: consul60 | Теги: СерьГа, сабля, шашака, Бурка, Казаки, фуражка, папаха, регалии, нагайка
Просмотров: 5466 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Казацкие сайты
BannerFans.com
Сайты благочиния
Сеть православныйх сайтов

Официальный сайт Запорожской епархии

Официальный сайт Мелитопольского благочиния

Храм во имя св.вмч Георгия Победоносца

Монастырь Саввы Освященного

Больничные храмы

Храм во имя прд Серафима Саровского
Поиск по сайту
Купи ссылку
Поделись
Новые видеокурсы
BannerFans.com
Разборки

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш возраст
Курсы info-dvd
Сегодня

Copyright MyCorp © 2024