В войсковом отношении Запорожская община
делилась на 38 куреней. Курень подразумевал собой в войсковом значении — сотню,
полк,
самостоятельную часть Войска. Слово курень имело двойное значение. Оно также
означало и жилище запорожцев. По внешнему виду жилой курень представлял собой
длинную казарму, длиной 30 метров и шириной около 4 метров. Наиболее подходящим
сравнение с современной организационно-штатной структурой вооруженных сил для
куреня подходит понятие «рота».
Запорожское войско делилось на сечевых и зимовых казаков. Первые назывались
«лыцарством» или «товарыством»(укр.товарищество).
Только эти казаки имели право выбирать из своего состава старшину, получать
денежное жалованье и вершить все дела войска. Зимовые казаки на Сечь не
допускались, а жили вблизи неё и также входили в состав войска Запорожского.
Курень. Реконструкция в Музее истории Войсковая рада на Сечи. Диорама
в Музее истории запорожского казачества, остров Хортица запорожского казачества, остров Хортица
Административные и судебные власти в Войска
Запорожского
Всего начальствующего состава
на Сечи, по разным источникам, насчитывалось от 49 до 149 человек. Главным на Сечи был кошевой
атаман. Далее шли судья, есаул,
писарь и куренные атаманы.
Это можно было условно назвать правительством
Запорожской Сечи. Далее шёл низший командный состав: подписарь, подъесаул,
хорунжий и т. д.
Кошевой атаман соединял воедино военную, административную, судебную и
духовную власть
и в военное время имел полномочия диктатора.
Имел право подписи смертных приговоров
для казаков, совершивших преступления. Кошевой атаман вступал в дипломатические
сношения с соседними государствами: Московским, Польским, Крымским, Турецким
и т. д. Имел официальный титул
«Его вельможность господин кошевой атаман». Символ власти кошевого атамана — булава.
В то же время без решения Рады кошевой атаман не мог принять ни одного решения
самостоятельно.
В январе 1663 года, после
отречения от власти Юрия Хмельницкого, в противовес наказному гетману Якиму
Самко, в Запорожской Сечи был провозглашен «кошевой гетман» — Иван
Брюховецкий. Гетман Яким Самко говорил царскому посланнику Фёдору
Лодыженскому, что виновником этого является епископ Мстиславский и Оршанский
Мефодий «и Брюховецкий по баламутству его называетца гетманом; а у них же в
Запорогах от веку гетмана не бывало, а были атаманы, также как и на Дону…, а
особного де кошевого гетмана в Запорогах николи не бывало, то же учинено
вновь…».
Самым тяжким преступлением
на Сечи считалось воровство. Даже за
мелкую кражу существовало одно наказание — смерть. Суд руководствовался при
ведении дел обычаями Сечи, был быстрым и доступным. Перед судом были равны все —
начальствующий и простой казак. Тяжкими уголовными преступлениями считались — убийство
казаком казака, побои казаку в нетрезвом состоянии, связь с женщиной и
«содомский грех», опорочивание женщины, дерзость в отношении начальства,
дезертирство, грабеж
(православного) населения. Наказаниями было: приковывание цепями к деревянному
столбу на площади или к пушке, сажание на деревянную кобылу, битье кнутом или
киями.
За убийство казака применялась страшная казнь.
Убийцу клали живым в вырытую яму, а сверху на него опускали гроб с убитым и
закапывали. Наиболее популярной казнью у казаков было забивание у позорного
столба камнями. Это применялось к ворам, прелюбодеям, содомитам
и дезертирам.
Запорожские казаки были глубоко верующими людьми, они придерживались
христианской православной веры. Церковь освящала все важнейшие этапы жизни и
деятельности казаков.
В Речи Посполитой православная вера жестоко преследовалась, особенно после Брестской
церковной унии 1596 года. Церкви, как социального института, в целом не
было.
Лишь только в 1620 году
православная церковь начала возрождаться, на территории современной Украины
появилась православная иерархия. Это произошло благодаря дипломатическому
таланту гетмана Петра Сагайдачного и поддержке народа, (см.).
К середине XVII столетия духовенство и церковь Сечи принадлежали киевскому
митрополиту, через него признавалось верховенство вселенского иерусалимского
патриарха. Важными чертами запорожской церкви были демократичность и
автономность от высшей церковной иерархии.
Почитаемый запорожцами древнейший православный Межигорский
Спасо-Преображенский монастырь подчинялся непосредственно патриарху, был
независим от синода и киевского митрополита.
вооружение казаков Церковь Покрова Пресвятой богородицы остров Хортица, Современная реконструкция
Доходы Войска Запорожского
Главными источниками доходов
на Сечи были: военная добыча и грабеж во время походов, внешняя и внутренняя торговля,
винная продажа, дань от
перевозов, царское хлебное и денежное жалованье. По обычаям лучшую часть добычи
запорожцы отдавали на церковь,
а остальное делили между собой. Утаивание части добычи казаком считалось преступлением.
Вторую значимую часть доходов давали шинки, расположенные на землях Войска
Запорожского и сбор с проезжавших по землям войска купцов, торговцев,
промышленников и чумаков.
Значительную часть доходов составляли «дымовые», то есть налог на
жилища в пределах Войска. Последним источником доходов было жалованье,
получаемое запорожцами от польского короля, а затем и от московского царя.
Грамотность и школы
Анализ писем старшин Войска Запорожского свидетельствует о том, что это были
люди грамотные, писали по-русски не только грамотно, но и стилистически
правильно. Грамотные люди высоко ценились на Сечи, потому что «они святое письмо
читают и темных людей добру научают».
Кроме этого, в самой Сечи, были свои школы. Запорожские школы разделялись на
сечевые, монастырские и церковно-приходские. В сечевых школах
обучались мальчики, насильно уведённые казаками на Сечь или привезённые своими
родителями. Школа монастырская существовала при Самарском
Пустынно-Николаевском монастыре. Школы церковно-приходские существовали при
всех приходских храмах на
территории Войска Запорожского.