Анализ трудов античных и средневековых историков, архивные документы и данные археологии, исследования этнографические и лингвистические категорически утверждают, что казачество, как народ духовный и уникальное явление, появилось в Северном Причерноморье задолго до Рождества Христова и, в ходе развития, подарило человечеству азбуку-глаголицу и т.н. старославянский язык, ставший стараниями святых Кирилла и Мефодия, языком Православной Церкви. Уже как Воинство Христово, казачество было основано, после крещения казаков, самим святым Апостолом Андреем Первозванным. И на протяжении почти 2-х тысячелетий с честью несет свой тяжкий крест, увитый терном.
Неисчислимые волны безжалостных завоевателей многократно испепеляли наши земли и казаки уходили по рекам ватагами в края инищие, чтобы непременно вернуться назад. В места обетованные, дарованные нам Господом. И возвращались, но не все – многие оставались в краях новых. Изобильных. Так постепенно расселились казаки на бескрайних просторах Евразии и эпоху средневековья, появилась страна Казакия на Северном Кавказе, потом Хлыновская республика на Новгородчине, а во времена развала Золотой Орды – Всевеликое Войско Донское и Войско Запорожское. Усилившееся Воинство Христово стало союзником Московских Православных Государей и, во имя торжества веры нашей, помогли им сбросить ненавистное татаро-монгольское иго и покорить, оставшиеся от Золотой Орды ханства. Но союз с единоверной Москвой не принес счастья казачеству – алчные цари, рвавшиеся к Черному морю, огнем и мечем, уничтожали казачьи государства, ликвидировали казачье народовластие и на протяжении 2-х веков, борясь с казачьим свободолюбием, пытались превратить древний народ в пестрое воинское сословие, записывая в казачество целые общины татар, башкир, калмыков, бурят, осетин, грузин, армян и других инородцев. Однако и в этом положении казаки, следуя завету своего крестителя, продолжали нести свет Православия соседним народам, освоили огромные территории от р. Дунай до Курильских островов и сделали Русь воистину великой. Пришедший к власти в России в 1917 году коллективный антихрист, мечтавший взять власть над всем миром, и желавший отнять у Бога души человеческие, взял курс на уничтожение Православной Церкви и казачества – Воинства Христова. Легче всего это было сделать под видом классовой борьбы. Большевистский ЦК объявил казаков потомками беглых крепостных крестьян, незаконно получивших от царей за военные заслуги льготы, земли и постановил – казачество упразднить, все угодья отнять, а несогласных станичников расстрелять. Казачьи области «освобожденные» от коренного населения подлежали заселению лояльными к безбожной власти крестьянами из средней полосы России.
У казаков никогда не было частной собственности на землю – она всегда принадлежала общинам, и с решением большевиков не согласилось большинство казачества. Собственно на это и рассчитывали комиссары, заранее подогнавшие на Дон карательные войсковые соединения, сформированные из китайцев, латышей и балтийских матросов. Выступавший на проводах карателей председатель ВЦИК (почти президент) Яков Свердлов заявил: «Казачество есть зоологический тип, подлежащий физическому уничтожению».
Следом за карателями шли многие эшелоны крестьян-переселенцев с семьями и это подвигло комиссаров на ускорение процесса. Массовыми расстрелами офицеров, священников, интеллигенции большевики спровоцировали восстание казачества, которое, будучи фактически безоружным, сумело нанести поражение карателям. Тогда в область Войска Донского были брошены огромные массы Красной Армии и началась самая кровавая в истории России междоусобная бойня, принявшая в казачьих землях характер настоящего геноцида. Брошенная западными союзниками малочисленная Белая Армия и Казачество в 1920 году, несмотря на героизм Христолюбивого Воинства, проиграли Гражданскую войну. Лучшие казаки полегли в боях или ушли за рубеж, а оставшиеся в большевистском государстве подверглись массовым репрессиям. Политика ликвидации и забвения казачества продолжалась на протяжении всего правления коммунистов. Уже само казачье происхождение воспринималось как преступление. Советские историки, выполняя заказ партии, изобразили прошлое казачества в самом неприглядном виде, извращая одни факты и замалчивая другие. При этом первоисточники, созданные до 15 века, вообще не учитывались. Страшные удары нанесли казачеству коллективизация и 2-я Мировая война, после которой по личному указанию Уинстона Черчилля, ненавидевшего патриотов Святой Руси больше, чем большевиков, англичане передали Сталину на верную смерть остатки, пережившей геноцид своего народа, казачьей элиты. В этих условиях многие, жившие в СССР казаки, вынуждены были скрывать свое происхождение, и воспитывали своих детей в духе приспособленчества, что привело к потере ими казачьего самосознания. Наконец в 1991 году богоборческая «советская» государственная система, державшаяся на терроре, рухнула. Коммунисты, уничтожившие ради марксистской утопии не менее 100 миллионов человек, развалили и разворовали великую державу, а под занавес запретили сами свою партию (КПСС) руками коммунистов-депутатов в Верховном Совете. Тогда же начался процесс возрождения казачества, который проходил не везде одинаково. Если в России и на Украине новые власти отнеслись к нему благосклонно, то у нас в Белоруссии, где до сих пор сильно влияние коммунистов, некоторые чиновники на местах и в центре всячески препятствуют развитию казачества. К сожалению, большевики тайные и явные ничего не поняли и ничему не научились. В их воспаленных мозгах до сих пор идет гражданская война и при виде казака в «старорежимной» форме с ними случается истерика. Озлобленные потерей власти и лишенные поддержки народа, вернувшегося к Богу, они уже не вписываются в государственную систему суверенной Беларуси, опирающуюся на церковь, и не могут быть серьезными противниками. Наш главный враг – отсутствие казачьего самосознания у некоторых потомственных казаков, забывших о своей принадлежности к Воинству Христову. Духовное беспамятство – страшная болезнь, способная погубить и тело, и душу бессмертную. Исцелить этот недуг возможно только познанием истоков нашей святой веры и истории, которые не только учат, но и даруют личное спасение избравшим путь тернистый – стезю бескорыстного служения Богу и Отечеству. К нашему счастью в местах былинных олонецких Господь помог сохранить на только сказания об Илье Муромце и других славных казаках, но и Древнее Азовское предание о крещении казачества. Изучив его, узнаете наше прошлое, поймете настоящие, увидите будущее, осознаете предназначение свое и смысл жизни земной.
ДРЕВНЕЕ АЗОВСКОЕ ПРЕДАНИЕ О КРЕЩЕНИИ КАЗАЧЕСТВА
В 1907 году оно было представлено святому Иоанну Кронштадскому и им одобрено. Записано со слов ямской казачки Карютиной Маремьяны Степановны в 1960 году в городе Санкт-Петербурге.
ЧАСТЬ 1 ЖИЗНЬ ДО РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Два моря на юге есть: Русское да Сурожское. А меж ними дав полуострова: Крымский и Таманский. Места теплые, почти райские. Потому народы многие Завсегда норовили прижиться там, А особенно эллины хитроумные Торгового ради промысла. Поприплыли они из-за моря, Понастроили городов каменных, Понаживались на хлебе краинском, На рабах да кожах моченых.
Больше ладили гости со скифами, Откупаясь червонным золотом, Но зато враждовали с ясами Из-за старых долгов Танаиса. За коварство и бессердечие Ненавидели греков многие Из племен, обитавших в Азии, И купцов убивали эллинских, Забирая товары знатные.
Было царство у них Боспорское Со столицею в граде Корчеве, Что стоял на горе осыпчатой У пролива у Киммерийского. А в проливе том – коса длинная. Кто по ней ходил – в Таматархе был. В Таматархе был – эту быль открыл. В Гермонассе спал – истину спознал. Что забыто, то забыто, А что помнится, то сказывается.
Задолго до явления Христа. Спасителя нашего, Поселились на островах Таманских три брата: Ахват, Венет и Деньдар – Дети Всадника Небесного и Воли Вольной. А жили они рядом с градом Таматархой, Прозванным так, потому что тама Тарха Тархович, Предок словен, народился. Греки же Таматарху в Германассу переиначили, Да Бог потом все поправил И имя исконное вернул.
Итак, жили три брата. Говорили они на языке старословенском, А женились на дочерях Азака Танаита Сарматских кровей. Первый придумал лаву – Строй казачий войсковой – и юрту. Второй – азбуку-глаголицу – и ушкуй, Третий - невод и лук дальнобойный. От них пошли дети – казаки, Которых соседи называли касогами – Безбородыми братьями, Ибо брились они, Оставляя только чубы да усы, По образу предка своего небесного, Хранителя белых оленей облачных, А на нем знак Духа Божьего.
Ахват с дружиною арканил соседей хищных. Венет водил ладьи с товарами заморскими По рекам, через волоки, на Ладогу. А Деньдар кормил рыбой царство Боспорское И станицы охранял, пока братьев не было. Жили они долго И род их вельми умножился, Вгоняя в страх язычников доблестями воинскими, Потому что не было у них не князей, не рабов. А верили в Бога Высочайшего, Бога Единого, Не воздвигали кумиров эллинских, Изгоняли бесов из домов своих И молились Господу всенародно.
Каждый год, по осени, К возвращению дружин конных и лодейных Из походов дальних, Собирали казачки виноград и сок выжимали, Заливая в кувшины большие, В глину вкопанные. А когда начинал искриться чихирь И лопались гранаты перуновы, Съезжались станичники На Круг Большой к кургану Великому.
На верху его, да на самом требище, Красовался крестовый меч. Трехаршинный он был, в землю вкопанный, Сухим ветьем гранатовым обложенный. Рукоять его богатырская Тремя кольцами была украшена: Там одно кольцо – навершие Со двойным крестом Святозара Отца Небесного; Кольцо левое, на перекрестии, Со знаком громовым Перуна – руки Божией карающей; Кольцо же правое, со крестом стрельчатым, На все четыре стороны – Духа господня, ветра вольного. Пред мечем бронзовел там сарматский котел, Багрецом-чихирем переполненный.
Тот Великий курган огорожен был. Да понизу глыбами мраморными. Перед ними, вокруг, сидел новый полон, А за ними казачество все оружное. Трое с посохами стариков-ведунов Там на требище поднималися И вздымали долони, хной крашеные. К небу синему, Умоляя призывно Господа Послать тучи от моря громовы И принять их жертву кровавую, Чтобы жизнь на земле продолжилась, А Морена смерть, Мара смрадная, Устрашилася и во мраке подземном скрылася.
И от века там в пабедье Полудняк приносил тучи черные, И хватали порато приставы Полоняннмка первого сотого, И несли на руках на требище. Над котлом выпускали кровушку И на ветье бросали язычника. Размешав вино с кровью жертвенной, Заполняли волхвы злату братину. Злату братину да трехручную И имали разом десницами, И здымали трижды в тучи хмурые. Призывая Перуна пожаловать. Тогда гром гремел, Зень-земля тряслась. Мрак, темнющий, округу охватывал И метал Перун с неба молнии Прямо в древний меч Тарха праотца. Возгоралось вмиг ветье порохом, Уходило в дым тело бренное Человечеству во спасение.
Как спадало там пламя жертвенное, Шел к мечу воевода доблестный. Рукавицей кольчужной выхватывал Меч, от сильного жара искрящийся, И в котел опускал для закаливания И сугубого волхования.
Пар священный зеленым облаком Поднимался до неба грозного, Разгоняючи тьму кромешную. Из-за туч выплывало солнышко, Оживала природа чудная, Появлялись узоры новые На клинке у меча булатного И по ним предсказания делали Старики-ведуны на грядущий год: Куда рать послать, где добро искать, С кем в поход ходить, как за море плыть, Что замыслил враг, как родится злак. И судил да рядил Круг всполошенный, Призывая старейшин советовать – Кто казачеством будет заведовать?
А старой воевода радовался И честной громаде выговаривался, Положивши пернач на требище, Пожелавши избрать достойного.
Выкликали тогда станичники Куренных старшин да по очереди, Выбирали из этих лучшего, Голосуя своими саблями. Вызывали его на требище, Шурабаш-воеводу нового Приводили к присяге приставы, Подносили пернач серебряный, Надевали папаху черную. А потом подходили старейшины И учили его шелепугою, Чтобы помнил казачьи заповеди И служил бескорыстно обшеству.
Став главой громады Перуновой, Чару брал шурабаш ведерную, Наполнял вином из котла ее, Подавал на Круг для причастия. Запевал синод Святозаров гимн. Все казачество Бога славило.
Расходясь по станицам, Соратники собирали в чирахи походные Головешки костра Перунова Обновлять очаги домашние. Полоняников, чудо видевших, Отпускал синод восвояси всех, Чтобы ведали там о Господе И молились Ему Единому. Вот, со временем, даже эллины Отреклись от болванов каменных И по берегу Черноморскому, От Кавказских гор до реки Дунай, Вера новая преумножилась Через фасции – братства тайные.
Так готовили путь наши праотцы Богу Истину в кущах языческих До Явления Сына Божия, Но грехи совершали многие За добычу походные ватманы. И ценили касоги кровное Эх! Намного дороже духовного, И теряли лихие головы За кафтаны и злато-серебро, И дурила их строка некошена За незнание Истинных Заповедей.
ЧАСТЬ 2 КРЕЩЕНИЕ
1. Видя, что человечество погрязло в грехах гнусных, не может само искупить их и выбраться на путь праведный, Всемилостивый Творец послал Сына Своего, 2. Сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святаго и Марии Девы и вочеловечившася; 3. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате и страдавша, и погребенна; 4. И воскресшего в третий день по Писанием; 5. И восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца; 6. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. 7. На день пятидесятый от Воскресения Христова Матерь Божья, апостолы, ученики Христовы и многие верующие собрались поутру в одном из домов иерусалимских, 8. А иудеи тогда праздновали обретение Закона Синайского. 9. И нашли тучи, и сделался шум великий; 10. И явились языки огненные, и почили по одному на каждом из апостолов. 11. Все исполнились Духа Святаго, стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. 12. И разошлись в разные стороны, в земли назначенные Господом. 13. Святому апостолу Андрею Первозванному, среди многого, досталось царство Боспорское и он отправился туда со словом евангельским. 14. Как и многие лета досюль, съехались казаки тогда на Круг Большой – познать милость Божию в порядке древнем. 15. Опять стоял на требище котел с багрецом- чихирем и меч священный над кучей ветья возвышался. 16. Вот победье пришло. Базыги-ведуны в купавных одеяньях на гарище взошли и к Богу обратились – направить с моря тучи по требному пути, 17. Но небо было чистым, а Хорс палил и жарил притихших казаков. 18. По старому поверью, если Господь не принимал жертву от полона языческого, значило это, что гневается Бог на шуру казачью за грехи тяжкие и хочет видеть на поторечине башку воеводы главного. 19. Захолонули сердца многие и Зой многогласый смертный за сто верст слышан был. 20. А деревника кизиловая для поторечины рядом росла. 21. Втымеж и Святой апостол Андрей Первозванный, после проповеди в Таматархе-Германассе, выйдя за город, окрестности осматривал. 22. И услышав вопль всенародный, в сторону Фанагории пошел. 23. Среди зарослей гранатника, виноградной лозой перевитого, на берегу речки прозрачной со дном каменистым увидел он курган высокий, тымьян-чебрецом да лавандой замуравленный, и казаков, певших плач похоронный. 24. Шурабаш на земле крестом лежал и за весь синод в грехах небу каялся. С саблей острою окол пристав стоял, и закон исполнить готовился. 25. Тут возник апостол на требище во столбе солнечном, принесенный туда незаметно Божьим Ангелом. 26. Окропив водой святою из походной фляги казаков на требище, возвестил он народу поникшему громным голосом: 27. «Дети Бога Единого, радуйтесь! – Явился миру Иисус Христос – Господа Сын Единородный. 28. Будучи безгрешен подлинно, принял на себя грехи человеческие и распят был, и воскрес всем во спасение, смертию смерть поправ. 29. Отдавший кровь свою за нас, Он был жертвой последней перед лицом Отца Небесного. Слава ему на веки!» 30. После этих слов апостольских раздался во чистом небе гул поратный и грохот прокатился, будто горы великие рушились, 31. А орел-беркут, над курганом пролетавший, уронил на требище агнца белого. 32. Потом, вернувшись, подхватил, вознес в бесконечность горнюю, и оттуда сверкнула молния, ветье старое запалившая. 33. Раскалился меч и Святой Андрей ухватил его десницею голою да за лезвие огненное и поднял высоко этот крест, златом зареющий, над синодом казачьим со словами: 34. «Отныне вы есть Воинство Христово! Сим мечем будете служить Господу, защищая Веру Православную, и души свои грешные спасете». 35. Передав оружие воеводе, в силе восставшему, возложил на него апостол папаху черную и сказал: 36. «Нежалеющий живота своего за други своя, истинно, он – отец ваш родовой пока в Круге казачьем безгрешен, а законы и заповеди соблюдает». 37. Потом, до самого повечерья, учил народ молитвам христианским и читал Евангелие, а, уходя в Таматарху, наказал поставить на кургане юрту для таинств и готовиться к крещению, обратив амулеты нательные с крестами колесными в кресты простые. 38. И возрадовался народ казачий Вести Благой, давно ожидаемой, и уверовал во Христа Вседержителя, Света от Света, Бога Истинна от Бога Иситнна и во Святую Троицу в виде православном. 39. Через девять дней, сзаранка, собралось все Воинство Христово с чадами и домочадцами для таинства крещения. 40. И окрестил казаков в речке светлой у кургана сам апостол Андрей и два диакона (казаки из Корчева) ему прислуживали. 41. Остались нам от времени того имена немногие крещеных мужей Шуры казачьего синода Гермонасского для памяти: - воевода главный Арий, в крещении Архилай; - воевода морской Фархад, в крещении Фалласий; - воевода походный Азат, в крещении Яким; - сотник Боразан, в крещении Христофор; - сотник Орлин, в крещении Самсон; - сотник Любислав, в крещении Товий; - старик Звездан, в крещении Гервасий; - старик Астемир, в крещении Геронтий; - старик Калуф, в крещении Евдоким; - мечник Светозар, в крещении Ставрий; - хранильник Благослав, в крещении Евлогий; - пятидесятник Шумахо, в крещении Орит; - пятидесятник Сашхо, в крещении Келестин; - пятидесятник Лакваз, в крещении Самей; - пятидесятник Шварах, в крещении Лаван; - пятидесятник Леча, в крещении Панхарий; - пятидесятник Хорт, в крещении Пимен; - пристав Фидар, в крещении Кондрат; - пристав Саухал, в крещении Кифа; - пристав Фарнак, в крещении Лампад; - пристав Алан, в крещении Ермолай. 42. Окрестив казаков и рукоположив во священника войскового писаря Александра, жившего в Таматархе послушника из казаков, 43. Разрешил святой апостол Андрей синоду казачьему впредь на Круге избирать иереев своих, из числа рукоположенных епископами, 44. И указал построить Воинство Христово по данному ранее предписанию с оружием. 45. Увидев казачество верное с клейнодами баскими, Возрадовался, ибо были звенья в куренях, курени в сотнях, а сотни в полках. И все дружно Бога славили, ослепляя округу доспехами сияющими. 46. Обойдя полки, святой апостол Андрей заповедовал: «На шары бунчуков золотые, вместо зверей и птиц степных, укрепите кресты железные стрельчатые, в знак победы Христа над язычеством. 47. Проходя через земли инищие, повсеместно хвалите Господа, проповедуйте всюду Заповеди, 48. Поступайте с врагом по-доброму и потянутся люди духовные в войско верное из других племен. 49. И не будет тогда переводу вам. Род казачий во всем преумножится. 50. Но не раз еще испытает вас Иисус Христос до пришествия. 51. Все претерпите от Антихриста, соблазнившего народы раем земным. И по миру будут рассеяны лучшие из выживших. 52. Но не бойтесь и этого – во всем добрый промысел Божий есть, а души убиенных за дело Господне в раю истинном благоденствуют. 53. Стонет душа и ропщет разум, предвидя реки кровавые и горы убиенных бесчисленные, 54. Но вне времени Господь наш пребывает и, что случиться должно на земле через тысячи лет, уже случилось и ничего изменить нельзя, 55. Только следует идти по пути праведному, истребляя зло, борясь с диаволом денно и нощно, в надежде на спасение души бессмертной, 56. И тогда каждый получит заслуженное в Царствии Небесном, где жизнь вечная. 57. Потомки же ваших, Христа не предавших и все до конца претерпевших воинов, на своей земле и в рассеянии, утвердят объединившись Евангелие Царствия во всей Вселенной; 58. Защитят святую Церковь Православную, спасут праведников многих от полчищ сатанинских; 59. Вытащит заблудших из клоаки содомской; 60. Встретят в строю воинском Христа Бога нашего; 61. И исполнят до конца Им предначертанное; 62. И будет Суд Страшный, и исчезнут народы кровные, в вере нестойкие, в геенне адской, но Воинство Христово неистребимо и с Господом пребудет». 63. До весны жил апостол в Корчеве. Перед Пасхой к Днепру отпревился на ушкуях казачьих весельных нагруженных товаром греческим, 64. И прошел длинный путь до Ладоги, просвещая народы дикие и кресты выставляя каменные. 65. А служили ему Елисей и Фирс, сыновья воеводы Ария, и апостольский муж Азария.
Слава Тебе, Господи, что мы казаки!
Предание отредактировал и снабдил словарем древних слов Попов Валерий Александрович. При любой перепечатке или цитировании необходимо ссылаться на Карютину М.С. и Попова В.А.
Копия верна: Председатель Совета Старейшин Минского округа ВОК полковник казачьих войск В.А. Попов 15 мая 2007 года.
|