Прапрапрадедом булавы по праву считается кистень - короткая
рукоять, с одного конца которой прикреплялась цепь или ремень с привешенной
металлической главой (шаром, например), а с другого - петля для надевания на
руку. Однако, кроме оружия, употреблявшегося в бою, существовало и почетное
оружие. К нему историки традиционно относят булавы, перначи, шестоперы и
т.п.
Из этого оружия старейшим, безусловно, является булава, известная в значении
символа власти еще древнему Новгороду, хотя весьма вероятно, что тогда
она имела другое название, так как слово "булава" восточного
происхождения и появляется в документах не раньше XVI века. Примерно с этого
же времени начинает упоминаться и остальное почетное оружие.
Булава состояла из довольно короткой
рукояти и главы в виде шара. Перначом называлось видоизменение булавы,
если глава последней состояла из поставленных ребром щитков, или
"перьев". Если щитков было шесть, оружие называли
"шестопером". Позднее количество щитков перестало играть роль. Так,
в описании ратного доспеха царя Бориса Федоровича (1589г.) упоминается
"шестопер, топорище железное о сми перех".
Чеканом, или клевцом, называлось оружие, состоявшее из металлического молота,
заостренного с обуха, насаженного на рукоять. Иногда чеканы делались со
скрытым, вывинчивающимся кинжалом.
Непосредственно процесс формирования
казачьих регалий продолжался немногим более ста лет. Наибольший интерес
представляет эпоха Екатерины Великой. В созданное по ее повелению Войско верных
казаков, названное в 1788г. Черноморским казачьим войском, передавались
знамена, булавы, перначи, печати. Начало формированию регалий положил пернач,
пожалованный Г.А. Потемкиным З.А. Чепеге в январе 1788г. При ордере А.В.
Суворова от 27 февраля того же года войску передали большое белое войсковое
знамя, малые знамена для куреней, булаву кошевого атамана и несколько
перначей.
Бурка
С бурками издавна связано множество
легенд и преданий. Так, на бурке, как на щите, выносили павшего или
раненого с поля боя. Широким "подолом" укрывали и себя и лошадь от
знойного горного солнца и промозглого дождя в длительных походах. Укутавшись
буркой и надвинув на голову папаху, можно было спать прямо под
дождем на склоне горы или в открытом поле: внутрь вода не попадет. В годы
Гражданской войны казаки и красноармейцы "лечились буркой":
накрывали себя и лошадь теплой "шубой" и пускали скакуна в галоп.
Уже через четверть такой скачки всадник пропаривался, как в бане. И даже
небезызвестный товарищ Сталин, с подозрением относившийся к лекарствам и
не доверявший врачам, не раз хвастался перед товарищами изобретенным им
"кавказским" методом изгонять простуду: "Выпиваешь несколько
чашек горячего чая, одеваешься потеплее, укрываешься буркой и папахой и ложишься
спать. Утром - как стеклышко".
Известная с давних времен технология
изготовления бурок практически не претерпела изменений. Особое внимание
мастер всегда уделяет качеству сырья. Предпочтительна шерсть так
называемой горно-лезгинской грубошерстной породы овец осенней стрижки: она
самая длинная. Черный цвет - классический, основной, но покупатели,
частенько заказывают и белые, "на подарок". Чтобы сделать
бурку, как говорят мастера, "нужно три дня и три женщины". Именно
женщины тщательнее моют шерсть и расчесывают ее на ручном станке, затем
делят ее на длинную и короткую: для изготовления соответственно верхней и
нижней частей бурки. Шерсть разрыхляют самым обыкновенным луком с тетивой,
кладут на палас, смачивают водой, скручивают и сбивают, периодически
расчесывая. Чем большее количество раз эта процедура проделана, тем
качественнее (тоньше, легче и прочнее) получается полотно, т.е. сбитая,
уплотненная шерсть. Хорошая бурка весит около двух-трех килограммов и должна
стоять ровно, не прогибаясь, если ее установить на полу.
Чтобы бурка не пропускала воду, ее
кипятят полдня на медленном огне в специальных котлах, добавив в воду
железный купорос. Затем обрабатывают казеиновым клеем так, чтобы на шерсти
образовались "сосульки": по ним в дождь будет стекать вода.
Для этого смоченную в клее бурку несколько человек держат над водой вниз
"головой" - так, как женщина моет длинные волосы. Последний
нюанс: верхние края бурки сшивают, образуя плечи, и подшивают
натуральную подклад
ДЛЯ ЧЕГО
КАЗАКИ НОСИЛИ СЕРЬГИ.
Казачий обычай носить серьги связан
исключительно с военной стороной жизни. Однако не все казаки имели право носить
их. Серьга в левом ухе у казака означала, что он один сын у матери, серьга в
правом — последний мужчина в роду.
Сами же
серьги у мужчин-казаков имели обычно вид простого полумесяца и в лучшем случае
были серебряными. Если же казак
носил по серьге и в правом, и левом ухе это означало, что он один ребенок у
родителей. В походах и боях таких по возможности берегли. Нельзя сказать, что
наличие серьги не освобождало казаков от опасностей. Они наряду с остальными
сражались в боях плечом к плечу и несли тяготы походов. Но остальные по
негласным правилам старались их сберечь и, как могли, подстраховывали. И командир
подразделения при выборе казаков для выполнения опасного задания, с которого
вероятность вернуться живым была не очень велика, давал команду "Равнение
на право (лево)" и старался не брать тех, кто имел в ухе серьгу. Но это не
было правилом, а происходило на усмотрение каждого конкретного командира. И
серьгу носили не для того, чтобы "откосить" от опасностей.
ДЛЯ ЧЕГО
КАЗАКИ НОСИЛИ ОСЕЛЕДЕЦ.
Гладко бритая
голова и длинный чуб-хохол (его еще называли оселедцем) были характерной и
оригинальной приметой запорожского казака.
Зачем же
запорожцы наголо брили головы, оставляя длинный чуб? Дело тут в очень давних
(если не древних!) традициях, как степняков, так и вероятных предков казаков.
Слово «чуб», как считают некоторые исследователи, произошло от персидского
«чоб» — гроздь, кисть, пучок. Интересно, что у персов слово «казак»
переводилось, как «хохол». У воинственных готов длинный чуб означал посвящение
богу Одину (готское «хох оол» — сын неба).
Считается,
что подобную прическу казаки заводили главным образом для форса, «на выхвалку».
Что ж, и в этом имелся свой смысл. Чуб был для казака своеобразной визитной
карточкой, внешним признаком (часто единственным!), по которому сечевики
узнавали друг друга. Запорожец вдали от родных мест (не говоря уже о
разведчиках, которые проникали в стан врага) мог вырядиться в любую одежду.
Однако чуб под головным убором, даже если это была мусульманская чалма, всегда
оставался на месте, был своего рода паролем при встрече с другим казаком.
Как правило,
чуб носили за левым ухом. Чтившие традиции «низового товариства» и во всем
соблюдавшие этикет старики объясняли, что «чупрына, как знак удалого храброго
казака, должна быть обращена к левой стороне». В этом случае чуб был
своеобразным знаком «достоинств и отличий», вроде медали, ордена или шпаги. Нередко
по форме чуба, его длине и ухоженности судили о звании казака, его старшинском
чине, боевой выучке и опытности. Развевающийся по ветру чуб часто устрашал
противника больше, чем острая сабля.