Мы
постоянно слышим, что "здесь, когда то стоял храм…». Поколение, рожденное
в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов, уже, не помнит тех храмов, в
которых над ними, свершалось таинство крещения. Найти фотографии, варварски
уничтоженных, храмов г. Мелитополя – сложно, даже, для краеведов. По крупицам
собирается информация, о безвозмездно утраченном, нашими священнослужителями,
доцентом кафедры географии и краеведения МГПИ, кандидатом географических наук
Н.В.Крыловым. Собранный материал дополнит книгу "Очерки по истории города
Мелитополя" Мы,
изначально, не ставили перед собой задачи искать исторический материал, но в
работе над рубрикой, также зажглись этой благородной целью. Просьба ко всем
посетителям нашего сайта, дать хоть какую-нибудь информацию о храмах и
священнослужителях этих храмов до 70-х годов, если такая информация
имеется. Их было всего шесть: Александра Невского собор, в
Кизияре (современный микрорайон)- Троицкая церковь (священник Харлампий
Георгиевич Губенко), на Круче (Красная горка)- Алексеевская церковь (священник
Григорий Прокофиевич Павлович), на Новом Мелитополе – Николаевская, в Песчаном
– церковь Святого Андрея Критского (священник Евгений Иоаннович Сердобольский)
и кладбищенская Иоанно – Предтеченская церковь. Все церкви разрушены в разное
время.
Вскоре после освобождения Мелитополя, в декабре 1943 г.,
сотрудниками горисполкома был составлен список православных церквей,
действовавших на территории горсовета. Все они были заново открыты в
период оккупации: Николаевская церковь - в 1942 г.,
а остальные - в 1941 г.
О судьбе некоторых из них и пойдет речь.
Как «здорово» все начиналось
Поскольку
все церкви были открыты при немцах, то теперь, с точки зрения местных властей, они
занимали свои помещения незаконно. И горисполком попытался их выселить: в июне 1944 г.
такое предложение сделали общине Троицкой церкви, а летом 1946 г.
- Александро-Невскому собору. Что вышло в первом случае, неизвестно, а вот во
втором все усилия городских властей оказались тщетными - Александро-Невский
собор так и не стал клубом, антирелигиозным музеем или складом для комбикорма.
Алексеевской
церкви на Красной Горке повезло меньше. Здание, в котором она находилась в
период оккупации, взорвали фашисты в сентябре 1943 г.,
и прихожане долго скитались по частным квартирам. Наконец в мае 1944 г.
община приобрела у артели «Плодопром» здание по ул. Пушкина, а вместе с ним и
соседа - некоего гражданина Банова. Это соседство доставило церкви немало
хлопот. В августе 1948 г.
Банов начал делать к своему дому пристройку, отхватив при этом часть земли,
принадлежавшей церкви. Помещение он пристроил почти вплотную к храму, так что
пройти между зданиями можно было разве что боком. Возмущенный такой наглостью,
церковный совет обратился к заведующему горкоммунхозом. Тот прислал главного
инженера горкоммунхоза и техника инвентарбюро, которые, осмотрев участок,
обнаружили, что Банов действительно залез на церковную землю, составили акт и
потребовали снести часть пристройки в течение одного дня. Но он, как ни в чем
не бывало, продолжал строить дальше. В октябре 1948 г.
церковный совет обратился в горкоммунхоз еще раз, оттуда верующих направили в
горсовет, и, по-видимому, круг замкнулся.
Прошло
полтора десятка лет. В феврале 1958 г.
староста Алексеевской церкви Т. Поповский обратился к уполномоченному совета по
делам русской православной церкви при обл-исполкоме Е. Сидоренко с просьбой
разрешить капитальный ремонт здания и строительство сторожки. Знал бы он, чем
это обернется... В
здании мог вот-вот рухнуть потолок, но Сидоренко ремонт делать не разрешил и
строительство сторожки посчитал ненужным. Тогда староста обратился в Киев - к
уполномоченному совета по делам русской православной церкви при Совете Министров
УССР. Его заявление бумерангом вернулось в область, все к тому же Сидоренко, с
сопроводительным письмом. В нем киевский чиновник писал: «Прошу Вас еще раз
проверить техническое состояние молитвенного дома в г. Мелитополе на Круче, и
если дом действительно окажется аварийным, то необходимо запретить религиозной
общине им пользоваться». Последние шесть слов в документе подчеркнуты красным
карандашом. Что это - завуалированное руководство к действию или раздумья
подчиненного?
В
августе 1958 г.
здание церкви осмотрели специалисты и признали его аварийным. Вот теперь можно
было «запретить религиозной общине им пользоваться». На храм повесили замок, а
ремонт делать так и не разрешили. История Алексеевской церкви
закончилась в сентябре 1959 г.
снятием общины с регистрации. В заключении по этому вопросу, составленном все
тем же Сидоренко, значится: «Молитвенное здание общины, произведя капитальное
переоборудование, предполагается использовать для размещения городской детской
библиотеки, которая до сего времени своего отдельного помещения не имеет». Глас народа
Тогда
же, во второй половине 50-х годов, местным властям стала мешать еще одна
церковь -Троицкая, находившаяся в поселке Кизияр. Она арендовала у города дом
по ул. Ломоносова, в 30-40 метрах
от трассы Москва - Крым. Именно близость транспортной артерии и послужила
поводом для того, чтобы выселить общину куда-нибудь подальше: пусть не мозолит
глаза едущему на отдых начальству. Правда, сделать это удалось не сразу: три
года верующие не хотели освобождать здание, надеясь его купить. Но власть не
пошла на уступки и в марте 1960 г.
богослужения в церкви проводить запретила.
Тогда община арендовала частный домик
вдали от трассы и начала приспосабливать его под церковь. Пока шел ремонт, «от
соседей этого домика и жителей квартала горсовету поступили персональные и
коллективные заявления с просьбой не разрешать функционирование молитвенного
здания, т. к. оно будет мешать отдыху и воспитанию детей». Все это известно из
заключения о снятии общины с регистрации, которое в июле 1960 г.
составил уже знакомый нам Сидоренко и отправил на утверждение в Киев. К мнению
трудящихся в столице прислушались, и в сентябре 1960 г.
Троицкая церковь тоже прекратила существование.
Загадка Песчанской церкви
Последней
жертвой антирелигиозной кампании стала кладбищенская Иоанно-Предтеченская
церковь в поселке Песчаное. О том, что стало причиной ее ликвидации, можно
только догадываться. Ни в заключении о снятии общины с регистрации, ни в других
документах нет ни слова о каких-либо конфликтах верующих с властями. Сказать,
что церковь бедствовала, тоже нельзя. Наоборот, в последние годы дела у общины
шли очень даже неплохо: доходы ее составляли «в 1959 г.
- 13434 рубля, в 1960 г.
- 15229 руб., в 1961 г.
- 15971 руб.». А потом стало твориться что-то непонятное. «Двадцатка и
исполнительные органы общины распались. Постоянный священник в общине верующих
с августа 1961 г.
отсутствует и церковной службы с того времени в молитвенном здании не было».
Закончилось все тем, что верующие попросили «Мелитопольский горсовет и
правление соборной церкви в Мелитополе присоединить их к последней», а здание
«принял горкоммунхоз и переоборудует для своих хозяйственных целей».
Бурная атеистическая деятельность местных властей к началу
70-х дала свои результаты. Об этом свидетельствует отчет секретаря горисполкома
за 1973 г.
В нем сообщается, что «в гор. Мелитополе функционирует один православный собор
Александра Невского, община евангельских христиан-баптистов. Других зарегистрированных
религиозных обществ не имеется». Глядя на нынешнее конфессиональное
разнообразие, в эти данные веришь с трудом...
В настоящее время, в городе - пятнадцать
строящихся и созданных православных храмов УПЦ , из них один монастырь, три
больничных храма и один строящийся храм на территории женской колонии.
|